Защита божественного акта

Три других осуждения непосредственно связаны с защитой божественного акта, как творения из ничего и направлены против идей о вечности мира. Осуждена была вечность видов и подтверждена возможность пустоты: «В порядке защиты случайности мира было высказано отрицательное отношение к утверждениям о контроле над небесными интеллигенциями. Возможно, что наиболее показательным выражением интереса к свободе бога и к случайности творения было осуждение взгляда, по которому «бог необходимо производит то, что непосредственно вытекает из него». Ближайшим критическим достижением осуждений было повышение статуса идеи о случайной природе естественного творения».
Сравнительно новым подходом, соотнесенным со случайностью мира, было утверждение о свободе воли творца: «Наиболее четко эта идея выражена в теологии позднего Средневековья как диалектика божественных потенций абсолютной и упорядочивающей. Эта вера приобретала растущее значение и в мысли и в жизни того периода. Если нечто подозрительное на нарушение закона непротиворечивости оказывается в пределах абсолютной потенции бога, он свободно связывает себя с определенным порядком, этапами которого являются творение, грехопадение и милость искупления. В соответствии с упорядочивающей потенцией бога его произведение — серия исторических актов, но не «в пределах» хода истории, а таких актов, которые устанавливают сам этот ход истории. Благодаря своей абсолютной потенции бог способен откладывать на время свою упорядочивающую работу, поэтому случайность творения в одно и то же время и устанавливается и драматически усиливается диалектикой его упорядочивающей и абсолютной потенций».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.