Художественно-архитектурный образ

Художественно-архитектурный образ представлен и целостностью и множеством деталей: «Этот образ физической вселенной очевиден у Бойля в его концепции тщательно спланированного здания, развернутой в «Понятии природы». Он отвергает обожествленную природу не только на уровне объяснения начал, но также и в плане сохранения «общего устроения» физического мира. Настаивая на образе хорошо спланированного мира, он резко выступает против образов случая, хаоса и, в критике взглядов эпикурейцев, против смешанного мирового порядка. Бойль считал, что «вызывающие удивление изобретения» вселенной суть «реальные факты», которые открыты для прямой «инспекции». Поэтому нет нужды в какой-либо «гипотезе» природы. Уверенность в огромном устроении вселенной была для него видом самоочевидной данности, свидетельством в пользу ее божественного Архитектора».
Это восприятие архитектурного устроения мира как самоочевидной данности видно из множества конкретных деталей: «К примеру, он рассматривает глаз, как окно в более широкое устроение. И все же он в «Понятии природы» эксплицитно показывает, что естественная философия должна изучать «текстуру» или «конструкцию» мира, понятую скорее как тотальность, чем как агрегат разрозненных сил. В другом месте он разъясняет, что «конструкция» великой «машины» вселенной превосходит конструкцию наиболее хитроумных часов, поскольку каждая изготовленная машина в творении делается из множества меньших машин, «причем каждая подчиненная машина прекрасно приспособлена для того или иного конкретного использования, чем доказывается, что этот великий мастер имел перед глазами весь механизм в целостности и единым взглядом охватывал все, что предстояло сделать наилучшим образом». Обсуждая творение как целое, а также и его конституцию на уровне несколько более высоком, чем первичное механистическое восприятие, Бойль демонстрирует базовый художественно-архитектурный образ. Говоря о божественной Мудрости и ее материальных, доступных для наблюдения выявлениях, он привлекает внимание к «конструкции» конкретностей, к изобретательности их устройства, к разнообразию вещей, к симметрии зависимости и относительности среди всех машин. Приведенное выше заявление показывает экстенсивность божественного устройства в творении».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.