Христианские жители

Поэтому Чернышевский придавал большое значение национально-освободительному движению в юго-восточ­ной Европе и считал, что такие события, как «возвраще­ние Обреновичей в Сербию и двойное избрание Алексан­дра Кузы, свидетельствуют о развитии в христианских жителях Турецкой империи стремления к соединению в свободное государство на развалинах турецкой держа­вы» и приближают «эти племена к давнишней цели их пламенных желаний». Он рассматривал усиливающиеся связи между балканскими народами как предпосылку их освобождения от Турции: «В чувствах, с которыми было принято сербами возникновение национального правления в Сербском княжестве, надобно видеть луч­ший залог возможности удовлетворительной развязки натянутого положения дел в христианских областях Европейской Турции. По-видимому, они понимают, что должны действовать дружно и что федерация из разных племен — необходимое условие для приобретения и со­хранения их свободы».
Таким образом, являясь в принципе сторонником об­разования самостоятельных государств, Чернышевский в отдельных случаях допускал мысль, что успешной борь­бе против более сильного врага способствовало бы объ­единение народов, находящихся под властью Оттоман­ской империи, в добровольную федерацию. Но он был ярым противником славянофилов, проповедовавших объ­единение славянских народов под эгидой царской, кре­постнической России. Русский революционный демократ справедливо полагал, что реализация подобных планов привела бы к усилению царского правительства — оплота реакции, опасался перенесения абсолютистских и крепост­нических порядков на другие страны. К. Маркс высоко оценил принципиальную позицию Чернышевского в этом вопросе: «…Чернышевский разоблачил в журнале «Со­временник» происки панславистов и рассказал славян­ским народам правду об истинном положении в России и о корыстном мракобесии их мнимых друзей — пансла­вистов».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.