Поэтому Чернышевский придавал большое значение национально-освободительному движению в юго-восточной Европе и считал, что такие события, как «возвращение Обреновичей в Сербию и двойное избрание Александра Кузы, свидетельствуют о развитии в христианских жителях Турецкой империи стремления к соединению в свободное государство на развалинах турецкой державы» и приближают «эти племена к давнишней цели их пламенных желаний». Он рассматривал усиливающиеся связи между балканскими народами как предпосылку их освобождения от Турции: «В чувствах, с которыми было принято сербами возникновение национального правления в Сербском княжестве, надобно видеть лучший залог возможности удовлетворительной развязки натянутого положения дел в христианских областях Европейской Турции. По-видимому, они понимают, что должны действовать дружно и что федерация из разных племен — необходимое условие для приобретения и сохранения их свободы».
Таким образом, являясь в принципе сторонником образования самостоятельных государств, Чернышевский в отдельных случаях допускал мысль, что успешной борьбе против более сильного врага способствовало бы объединение народов, находящихся под властью Оттоманской империи, в добровольную федерацию. Но он был ярым противником славянофилов, проповедовавших объединение славянских народов под эгидой царской, крепостнической России. Русский революционный демократ справедливо полагал, что реализация подобных планов привела бы к усилению царского правительства — оплота реакции, опасался перенесения абсолютистских и крепостнических порядков на другие страны. К. Маркс высоко оценил принципиальную позицию Чернышевского в этом вопросе: «…Чернышевский разоблачил в журнале «Современник» происки панславистов и рассказал славянским народам правду об истинном положении в России и о корыстном мракобесии их мнимых друзей — панславистов».
Рубрика: Женский интерес