Христианская философия

Клаарен упоминает о соответствующих свидетельствах Лютера, Кальвина, Гер — сона, Биля, Оккама, Декарта и детально останавливается на отчете Гельмонта, который «обратился от стоицизма к мистической христианской философии». Ссылаясь на «сон» или «интеллектуальное видение», Гельмонт пишет, как он видел свою душу в свете бога, отца светов, как душа его решилась проверить себя в представшем ей Образе, повинуясь присловью: «Кому же знать дела человеческие, Как не Духу Человека в нем самом?». Для Гельмонта свет и дух в просветленной душе есть не что иное, как сам бог».
Центральное сообщение его видения состоит в том, что с данного момента истину следует искать эмпирически, исследуя природу самих вещей: «В этот момент я узнал: что так уж получается, что мы не способны сознавать, что понимаем некоторую вещь, пока главный Агент этого хрупкого и бренного понимания не повернет своей силы к средствам чувств; поэтому также мы не помним того, что мы понимаем, пока то же самое действие не проникнет в нас или не прорастет в нас благодаря чувственному порядку или управлению». Вместе с тем, обращение к чувственному эмпирическому пониманию есть одновременно и путь, которым разум приходит в полную зависимость от бога: «Тогда я увидел, что поиск во всех вещах, которые под солнцем, — добрый дар, исходящий от Отца Светов к Сынам человеческим».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.