Химические аналогии

Гельмонта, как и Парацельса, «медицинская» составляющая толкает к типичным для медиков по академической подготовке химическим аналогиям: «Развивая постулат о природе как о целостном процессе, Гельмонт сравнивает творение с химическим искусством. Весь реальный процесс творения был видом широкой химии. Пирохимические препараты, анализ, синтез рассматривались и в совокупности и одновременно как средства божественного творения, разделения и порядка. Приверженность Гельмонта к этому великому процессу характеризует органические мотивы его мышления… Возражая Аристотелю, Гельмонт утверждает, что не было никакой пред существующей и управляемой стихиями материи, которую естественному философу следует принять на правах посылки. Его более динамичный взгляд включал духовные Агенты, семена и ферменты. Аристотель ошибался, «определяя каждый естественный Агент по принадлежности к определенному виду материи, тогда как Агент в Природе, напротив, распоряжается материей, которая включена в него». Продолжая свою аргументацию, Гельмонт писал: «Все осязаемые Тела возникают только из одного Элемента — Воды, и это единственное пред существующее материальное условие, предполагаемое Агентом». По контрасту с пред существующей, подчиненной стихиям-элементам материей Гельмонт предлагает единый, универсальный и простой элемент — воду — в качестве исходной материи, из которой возникают все вещи и в которую они возвращаются. Об этом «одном-единственном элементе» он писал: «Универсальным началом Тел является вода, единственная материальная причина вещей, поскольку вода обладает природой начала самого по себе в способах ее действия, простоте и прогрессе начала, а также и в силу свойства растворения, через которое все Тела, редуцируясь в последней материи возвращаются в воду».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.