Выявление оригинальности

Вообще-то говоря, эта практика не способствовала выявлению оригинальности: «Как гильдии производили мастеров-ремесленников, неотличимых друг от друга или от своих предшественников, точно так же и университеты были нацелены на подготовку середняков, упорно работающих педантов, полностью лишенных оригинальности. Были, конечно, исключения — Кант, Галлер и ряд других… Но до конца столетия эти интеллектуальные волнения (просвещение, романтизм) едва ли затрагивали страну в целом, так что для большинства немцев все еще в силе оставалась формула: «их величайшее желание — продолжать жить так, как они жили всегда».
Положение резко изменилось в 1815 г. После поражения Наполеона Германия стала местом постоянных интеллектуальных волнений: «Старый образ жизни был сломан, и несмотря на все усилия Меттерниха и принцев, управлявших своими территориями, обломки так никогда и не были собраны в целое. Французов ненавидели как захватчиков и они конечно же должны были уйти. Но как только они ушли, их престиж значительно возрос. Они стали представлять собой вершину европейской культуры. Другим ориентиром развитости была Англия: «С наступлением мира многие немцы увидели новые фабрики, удивительные машины, приводимые в движение паром, дымные индустриальные города, освещаемые газом. Могла ли Германия стать такой же? Они посылали на родину письма, в которых смешивались ужас и восхищение. Многие оставались работать на чужбине и некоторые из них разбогатели в Манчестере, предаваясь воспоминаниям о чистом воздухе родины».
Хотя в политическом плане пора кардинальных перемен наступила лишь в 1848 г., в других областях, в частности и академической, реформы встречали меньше сопротивления, начались раньше. Ориентирами здесь служили Геттинген, учрежденный по английской модели (университет в 1734 г. основал английский король) и Горная академия («Бергакадемие») во Фрейбурге, где в то время преподавал А. Вернер, привлекая студентов из многих стран своим лекторским искусством.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.