Власть над природой

Клаарен оговаривается, что позиция Бэкона не сводится к критике: «При всем том Бэкон не придерживался просто негативного взгляда на всю эту деятельность. В «Мыслях и заключениях» он, к примеру, усматривает «знаки» в этих усилиях, направленные к науке, обладающей властью над природой. Эта наука строго параллельна истинной религии, как это явствует из притчи Христа о таланте, она должна быть движима целью подтверждения веры делами: «Поскольку в природепрактические результаты не только средства к улучшению благосостояния, но и гарантия веры. Закон религии, по которому человек обязан подтверждать свою веру собственными делами, имеет прямое отношение и к естественной философии. Науку также следует узнавать по ее делам. Истина открывается и устанавливается скорее именно по свидетельству дел, чем по свидетельству логики или даже наблюдения. Из этого следует, что улучшение человеческого ума и улучшение его жребия является одной и той же вещью». От этой доктрины дел в религии и науке один лишь шаг до взгляда Бэкона на силу и пользу познания. Для Бэкона именно в этом конкретная ценность цели службы Богу и человеку».
Клаарен отмечает и сильные и слабые стороны позиции Гельмонта: «Хотя очевидно холистская ориентация Гельмонта в большей степени антирациональна, чем соответствующие ориентации некоторых философски утонченных спиритуалистов, она все же менее эсотерична, чем ориентация алхимиков. Более существенно то, что его эмпирические, как и мистические и философские взгляды содействовали появлению новой науки. В дополнение к его собственным «твердым» научным открытиям он выступал против Аристотеля, против схоластической естественной философии, нацеливал на изучение конкретных сотворенных вещей, был пионером экспериментального исследования и подчеркивал человеческую, как и божественную цель естественной философии. Вместе с тем, приверженность к холистским суждениям серьезнейшим образом ослабляла спиритуализм по сравнению с волюнтаризмом, который мог позволить себе множество видов дискриминирующих суждений. А это могло развиться в формирующую эпоху критическую и конструктивную ориентацию даже и по отношению к спиритуализму. Это развитие, уходящее корнями в дифференциацию начала Нового времени, и составляет содержание остальных глав».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.