Верхняя площадка

При всем том, хотя Клаарен и Уэбстер явно помогли нам разобраться в проблеме начал наших современных радостей, сомнений, огорчений по поводу современного состояния Т-континуумов развитых стран, большинство из которых принадлежит к потоку событий целостного временного континуума европейской культурной традиции, помогли нам локализовать начала и в этом континууме, и в пространстве, и в календарном времени, мы, взобравшись с их помощью на верхнюю площадку этой общеевропейской колокольни (или перенесенной в Европу Вавилонской башни) в полной уверенности, что оттуда, с последнего марша единой лестничной клетки, не так уж и сложно будет спуститься в «здесь и сейчас» нашего исследования, оказались в довольно неожиданной ситуации: пути вниз, в «здесь и сейчас» оказываются перекрытыми тем обстоятельством, что далеко не все марши этой единой лестницы континуума европейской культурной традиции одинаково хорошо и полно представлены в исследованиях науковедов, историков и социологов науки, как и историков образования, поэтому триумфального движения к современности из XVII в. в общем-то не получается, а приходится идти ощупью и в потемках, стараясь придерживаться более или менее освещенных мест.
К примеру, весьма заманчивая перспектива ухватиться за идеи «пансофии» Коменского, за идеи всеобщего образования XVII в., далекими потомками которого бесспорно являются современные национальные системы образования развитых стран, пресекается уже во второй половине XVII в. тем прискорбным обстоятельством, что реставрация 1660 г. в Англии похоронила все образовательные затеи реформаторов образования, и вновь острый интерес к проблемам всеобщего образования в Англии возникает, как это мы увидим ниже, лишь в середине и второй половине XIX в., а в этой двухсотлетней лакуне какие-то образовательные события конечно же происходили, но о них мы узнаем в основном только из отчетов Королевских Комиссий 1860—1870-х гг. Поэтому нам придется теперь действовать осторожно и даже «настороженно», чтобы остаться в пределах континуума событий европейской культурной традиции и не угодить ненароком в провалы и лакуны хотя и преемственного, но далеко не однородного процесса изменений в этом континууме.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.