Величина изменений

Пытаясь оценить масштаб событий, Клаарен пишет: «Величина изменений в этой теологии творения была значительной. Хотя она не идет в сравнение с постулатом ранних христиан о боге в Христе, она примерно того же порядка, что и эпохальный постулат Патристики и Августина о Боге как о Вечном Бытии. По степени изменений эта величина ближе, пожалуй, к постулату диалектики и процесса, присущих божеству в послегегелевском мышлении XIX в.».
Клаарен приводит несколько свидетельств в пользу парадигматичности изменений: «Одним из показателей эпохального характера изменения в теологии творения раннего Нового времени была разработка ею особого вида парадигматической аргументации в пользу существования Бога. Точно так же, как в теологии раннего Средневековья, у Августина, где постулировалось участие в божественном Логосе, вырабатывалась онтологическая аргументация, отличительным знаком мышления XVII в. была теологическая аргументация, которая распространялась на множество индивидуализированных работ и устройств, видимых в творении. Божественная индивидуальность постулировалась во вмешательствах, которые прославляли сотворенных индивидов. Такую аргументацию следует строго отличать от популярного космологического доказательства в мышлении Высокого Средневековья, которое постулировало эмпирическую каузальность в основном как случай продемонстрировать Первую Причину. Для телеологической аргументации характерно присутствие в центре пестроты устройства конкретных сотворенных индивидов и их богатство действенности, поскольку эта аргументация интерпретирует бытие Бога в основном в терминах его мощи».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.