Уровни преподавания

Акцентируя на различии уровней преподавания, которые сегодня осознаются как всеобщий школьный и специализирующий университетский, Крослэнд отмечает сближение преподавания и исследования: «Революционная ситуация во Франции позволила создать институты, где преподавание велось на уровне исследования. Хотя Бертолле не так уж преуспел в роли преподавателя как в «Эколь Нормаль», так и в «Эколь Политекник», он во всяком случае воодушевил своего протеже Гей-Люссака, привив ему взгляд на преподавание, как на продолжение исследования. Даже на естественном факультете, где преподавание велось на высшем уровне, Гей-Люссак и Био разделили курс физики на две части в соответствии с собственными преподавательскими интересами».
В рамках академических преобразований Крослэнд показывает развитие должностей лаборантов, инструкторов, препараторов, которые стали входить в структуру кафедр и факультетов. Сравнивая положение во Франции с положением в Англии, Крослэнд приходит к выводу о значительном отставании английской науки как раз в области профессионализации: «В определенном смысле Британия 1830-х гг. напрашивается на сравнение с Францией, скажем, 1780 г.», но в Англии действовали другие социальные традиции, давшие свою особую форму профессионализации науки.
Статья Д. Найта о немецкой науке охватывает период от появления «Критики чистого разума» Канта (1781 г.) до смерти Гегеля (1831 г.). Для этого периода, по Найту, характерно многообразное воздействие романтизма на представления о предмете науки и о научной деятельности. С этим периодом связаны имена Канта, Шеллинга, Гегеля, Гете, Шиллера, а также и ряда крупных ученых — Вернера, Гаусса, Гершеля, Александра Гумбольдта и др. Воздействие возникающего романтизма и романтиков не было однородным: «В Германии того времени связи науки с философией и литературой были весьма тесными, но наряду с этим сильные автономные традиции имели медицина, математика, астрономия, а также химия и минералогия в их тесной связи с горным делом.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.