Умозрительные соображения

Но это лишь умозрительные соображения, которые явно требуют подтверждения, уточнения или опровержения данными конкретных исследований, хотя бы чисто эмпирических, которые не так уж трудно провести, если, например, из учебников разных стран и разных времен составить выборку, выделить в них схожие по содержанию «параллельные места» и посмотреть по учебным планам, сколько академических часов отводилось и отводится в разных странах и в разные времена на прохождение этих «параллельных мест». По разбросу значений в принципе несложно было бы установить, какие ориентиры проходимости учебных текстов использовали авторы учебников при подготовке рукописей и вообще были ли эти ориентиры. Например, тот факт, что У. В.Фаррар из сборника «Возникновение науки в Западной Европе» утверждает, будто студенческо-аспирантские переходы в Германии XIX в. формировались по образу и подобию отношений мастер-ученик в немецких гильдиях.
Но сомнения и недоумения, возникающие по поводу организации академического движения взрослеющих людей через систему образования в терминалы взрослой деятельности, меркнут и могут считаться несущественными по сравнению с теми, которые возникают, когда в поисках лагов-задержек мы переходим от движения людей к движению идей. Как нам приходилось уже писать в основе этого рода сомнений лежит то обстоятельство, что в практике продвижения новых элементов научного знания с переднего края в учебники системы образования, а это наблюдаемое движение лишенных самости знаковых реалий всегда совершается силами членов научно-академического сообщества через последовательные акты публикации вторичной литературы, перед редакторами научных журналов всякий раз возникает «божественная», а не человеческая задача оценки рукописи на меру ее будущего участия в научном познании, задача, во многом похожая на предсказание судьбы младенца в колыбели и столь же непредсказуемая по результату, поскольку она предполагает божественный атрибут всеведения, которым ни редакторы, ни помогающие им в этом неверном деле референты и рецензенты явно не обладают и обладать не могут. Величины отсева рукописей в процессе таких оценок весьма велики — от 90 до 20% в сотне примерно ведущих научных журналах США по данным Мертона и Цукерман, и начало этой практики прослеживается уже в первом научном журнале, в «Философских записках» королевского общества Лондона.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.