Умножение отношений

Дифференциацию на уровне работ человека Клаарен рассматривает по связи с умножением отношений к богу: «Следующим шагом или измерением новой дифференциации была дифференциация человеческих сознаний или, в более широком смысле, умножение работ самого Я, человеческой самости. Точно так же, как рост осведомленности о трансцендентности был интегратором дифференциации работ Бога, точно так же и резкое различие между возрастающе индивидуализируемой человеческой самостью и ее окружением было интегратором дифференциации множества работ нового Я. В более прямых теологических терминах новое дифференцирование формы человеческого служения Богу предполагало подчинение явно трансцендентному Господу, то есть подчинение на расстоянии. Полный отчет об этих изменениях потребовал бы изучения различных видов знания, действия, чувств, как и полного философско-психологического исследования различных концепций Я Нового времени по контрасту со средневековой и спи — ритуалистской традициями, то есть полного антропологического исследования».
Клаарен останавливается лишь на нескольких пунктах: «Концепция человека, фиксирующая внимание скорее на воле, чем на разуме или духе, вызывала резкое разделение между Я и окружением. Рассматриваемый как рациональное творение, человек участвовал в иерархии бытия. Рассматриваемый как дух, он практически идентифицировался с духовной реальностью в целом. Но для человека, понятого как индивидуальная воля, онтологические и духовные отношения к сотворенной реальности не могли уже приниматься как данность. И действительно, эти отношения приобрели статус главной проблематики в новом мышлении».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.