Теория божественных атрибутов

В близком плане Клаарен рассматривает и интерпретацию Кальвином отношений между богом и человеком: «Кальвин усматривает относительно прямое отношение между богом и творением. В значительной части это отношение состоит из работы бога и человека. Хотя многие пишут о том, что его доктрина бога примечательна отсутствием теории божественных атрибутов, лишь немногие признают ту определяющую и формирующую значимость, которую в его теологии мощи и воли приобретает категория работ, трудов. Кальвин разработал теологию работы бога, а не его бытия. Хотя, признавая всю работу по искуплению делом бога, он решительно отрицал спасение делами человеческими, Кальвин настаивал не только на том, что человеческой реакцией на божественное искупление должна быть пожизненная работа по установленному богом закону, мотивированная благодарностью, но и на том, что правильная работа человека как творения состоит в наслаждении и правильном использовании божественного творения. Таким образом, теология работы бога является также и теологией человеческой деятельной реакции. Этот штрих очевиден в предпочтении, которое Кальвин отдает практическим добродетелям и навыкам над созерцательными».
Клаарен считает, что бог, понятый по основанию деятельности, а не бытия, вносит существенную черту в понимание интеллектуальной ситуации XVII в., что редко учитывается историками: «Это различие вносит вклад в основной теологический сдвиг в мышлении Нового времени. В традиционном теологическом смысле «работа» означает и акт деятельности бога и продукт этой деятельности. Кальвин далек от отождествления творения с актом деятельности бога. Хотя Лютер различает два смысла работы по принципу веры, Кальвин делает это по более эксплицитным теологическим соображениям. Нет признаков того, что мер — тоновская и веберовская традиция видят это различение».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.