Теологическая модель творения мира

Хотя теологическая модель творения мира по слову божьему: до вещей — в вещах — после вещей, сегодня редко появляется в эксплицированном виде в работах исследователей науки, нам иногда кажется, что это дань моде, своеобразное научное табу того же примерно типа, что и речевое поведение ученых в коридорной ситуации, где просто Не Принято Говорить о делах собственного терминала науки перед случайной аудиторией и на периферию сознания отодвигается тот факт, что в коридорной ситуации Невозможно сказать что-нибудь внятное и вразумительное для аудитории о делах собственного терминала, коль скоро в этой случайной аудитории, по всей вероятности, есть люди другой терминальной принадлежности. Так или иначе, но читая работы и наших и зарубежных авторов, рецензируя их, переводя и реферируя, невольно проникаешься растущим убеждением, что секуляризация науки — факт скорее декларируемый, нежели совершившийся, — и ученые-исследователи в своем большинстве, сознают они это или нет, привыкли к позиции «после вещей», не ощущают ни потребности, ни повода для пересмотра этой позиции, а когда повод все-таки появляется, как, к примеру, у теоретиков систем, просто восстанавливается древняя теологическая модель.
Ответственным за этот феномен безразличия ученых исследователей к теоретическому обоснованию своей познавательной деятельности может оказаться и то обстоятельство, что и в эпоху господства теологической модели и сегодня научный глоттогенез не умножает числа знаменательных слов в тезаурусе естественного языка или языков, а само это универсальное обстоятельство остается за пределами внимания исследователей процесса научного ценообразования, поскольку этот процесс складывается из разобщенных подпроцессов, которые протекают автономно в дисциплинах и замыкаются лишь на универсализм принципов наблюдения и экспериментальной верификации, по которым и складываются представления о целостности науки как глобального феномена.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.