Священное Писание

Независимо от того факта или случайности, что сформулированный Гельмон — том концепт газа оказался весьма продуктивным в исторических экспликациях, сам Гельмонт использовал его для объяснений силы газа и духа: «Главу о газе Гельмонт заключает «демонстрацией из творения», показывающей, что Бог творит Небеса (воздух), которые управляют разделением вод: «Поэтому Священное Писание называет воздух разделителем, а не разрушителем или уничтожителем вод. Не было бы правильным и приписывать воздуху и другие обязанности в дополнение к тем, которыми ему дано наслаждаться Работником и Властелином всех вещей». В прямой последовательности Гельмонт переходит от божественного Духа, носящегося над водами как их Творящий Властитель, к воздуху, который является «примагенным», но разделяет воды, к газу (Архею), который специфицирует семена и управляет ими. Существенно, что этот газ свободен от пара и точно так же, как дух разделяет первичные воды. Дух действенен благодаря силе Архея и присутствует в вещах как газ. Здесь и в самом деле любопытный сплав духовной теологии, космологии и «твердого» научного открытия».
Такой сплав теологического, космологического и научного вообще типичен для Гельмонта: «Это справедливо и для его взглядов на познание, которое он называет «духовным пониманием» и общую задачу которого определяет в согласии с традицией мудрости спиритуализма строкой из Иова: «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение». Хотя духовное понимание «процветает в Духе божьем и ищет эмпирических приложений», его определение, по замечанию Клаарена, все же возможно: «Любой разговор о духовном понимании в естественной философии или в химии связан с появлением спектров секретности, личных откровений, с общим ментальным хаосом. Но для Гельмонта духовное понимание не было ни секретной тропой, ни путем, на котором открытия санкционируются личным откровением. Проводившиеся им эмпирические исследования насыщены теологией и предполагают целостную спиритуалистическую ориентацию скорее на творение, чем на хаос. Его видение, направленное на непосредственные применения новой химии и естественной философии, коренится в его представлении о познании, как одновременно мистическом и эмпирическом».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.