Существенный момент

Второй существенный момент касается, по Лейтону, вытекающего из доклада взгляда на чистую науку: «Исследование Парламентского комитета Ассоциации проводилось в момент бурных дискуссий насчет того, каким способом использовать значительный излишек в 186436 ф. ст. от Всемирной выставки 1851 г. и по поводу учреждения в 1853 г. правительственного Отдела по науке в рамках Торговой Палаты. Что до излишка, то наибольшие споры вызывало предложение затратить деньги на столичный институт прикладной науки — на политехнический университет горного дела и промышленности. Реакция Парламентского комитета Ассоциации на это предложение и на административную локацию в рамках государственного департамента, ответственного за торговлю, состояла в энергичном утверждении права абстрактной науки на финансирование, независимо от возможных приложений ее результатов. В докладе отмечалось: «Стимулирование практической науки значительно расширилось, и само по себе это достойно всяческих похвал при условии, что положенный ей объем поддержки получит и абстрактная наука. Но гений наших соотечественников столь явно склонен к практицизму, что существует серьезная опасность сравнительного небрежения интересами этой менее видимой ветви науки». Акцент на поддержке прикладной науки оценивался в докладе как «первый шаг к ложной цели». В докладе Роттесли приводилось множество примеров, иллюстрирующих задолженность промышленности и военного дела научным исследованиям, которые проводились без каких-либо ориентиров на прикладное использование их возможных результатов. Как свидетельство в пользу максимы, что занятия наукой есть благо «само по себе» при огорчительной английской склонности уважать «только работы, имеющие практическую направленность», в докладе приводились выдержки из письма Либиха Фарадею. Плейфер выразил эту мысль афоризмом: «Ткань науки слишком тонка, чтобы мерить ее аршином пользы». Идеал чистой науки, освещавший аргументацию в пользу финансирования фундаментальных исследований, был критическим фактором того сочленения науки с прогрессивным образованием, которым была отмечена следующая стадия образовательной активности Британской Ассоциации».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.