Эти правила 29 мая 1915 г. восходят еще к старинной инструкции и правилам 1879 г., по которым уголь распределялся Комиссией углепромышленников по категориям потребностей; из них некоторым было предоставлено преимущественное право на получение топлива. Впоследствии функции распределения выполнялись Харьковским горнозаводским комитетом, который действовал на основании «правил перевозок минерального топлива, руды, флюсов, соли и чугуна из горнозаводского района юга России» от 1905 г. В этих правилах 1905 г. делалось различие между потребителями привилегированными, менее привилегированными и «всеми прочими».
Правила 29 мая 1915 г. были основаны на той же идее преимущественного использования наличных транспортных средств в интересах потребителей, существенных с точки зрения обороны государства. Поскольку топливный кризис был в то время в незначительной степени кризисом вывоза угля из Донецкого бассейна, эта система была жизненной и достигала некоторой цели. Распределение вагонов между отправителями по этим правилам было, в сущности фактическим распределением топлива между потребителями. Но группы «прочих» потребителей предоставлены были своей инициативе и пробивали себе некоторый путь при помощи спекулятивного рынка.
Таким образом, Комитет по распределению топлива стал на путь более или менее испытанной разрешительной системы перевозок, бывшей высшим достижением топливной политики вплоть до угольной монополии 1 августа 1917 г.
Эта система не задевала свободы коммерческих отношений между поставщиком и покупателем. Однако для тех случаев, когда копи заявляли к отправке первоочередным потребителям меньше, чем им назначено по наряду, министр путей сообщения приказом от 18 апреля — 1915 г. давал право Горнозаводскому комитету выдавать принудительные наряды, что уже являлось некоторым ограничением свободы отношений между контрагентами.
Рубрика: Женский интерес