Средневековая теология

Заслугу Бойля Клаарен усматривает в том, что его усилиями религия высвобождается из пут теологических оформлений: «Теистическая дифференциация религии от гегемонии реформационного наследства, не говоря уже об ее освобождении от иерархической средневековой теологии и холистской «христианской философии» спиритуализма, наглядно представлена в Бойле. Хотя он редко выступал в защиту ряда христианских верований, таких как воскрешение, его наиболее частые обвинения направлялись против «атеистического» эпикурейства. Эти аргументы шли в защиту теизма, но также откровенно восхваляли красоту и устроение божественных работ в творении. Множество предложенных Бойлем теологических аргументов апеллировали каждый порознь к Религии, которая не выступает у него ни отходящей от теологии, ни определенной ею. Подобная же дифференциация происходила и в естественной философии. Религия была источником, но не обязательно нормой теологических систем XVII в., но она не была и выделенной в одну из областей человеческой веры, как это произошло в XVIII в. Чувство реформы действительно зависело от религии творения и нового творения, что выражало центральный постулат культурной деятельности в XVII в.».
Но были и особенности: «При всем том религия находилась в центре культуры XVII в. иным способом, чем это было в XVI в. Для Кальвина религия была «благочестием», которое означало многообразное нестираемое отношение к Богу, а также и основное место заслуживающего порицания идолопоклонства (в сознании). Это в свою очередь требовало исправления искуплением, соотносящим с полнотой Бога как Творца и Искупителя. По контрасту дифференциация XVII в. работ Бога в творении и искуплении освободила не только «естественную философию», но также и «естественную религию» (не от теологии самой по себе, а от традиционной и текущих форм теологической гегемонии).



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.