Современная философия

Инициаторами этого обращения к Бэкону и Коменскому были сами пуритане, но поводов для него было вполне достаточно: «Хотя и Бэкон и Коменский обычно не считаются сторонниками миллениаризма, пуритане все же вполне правомерно обращали внимание именно на эти аспекты их философских систем. Современные исследователи обычно упускают из виду это обстоятельство, поскольку их как правило интересуют те аспекты идей Бэкона и Коменского, которые релевантны современной философии или педагогике, но пуритане обладали своей особой ретроспективой. Она неизбежно вызывала селективное прочтение, но не несла жестких ограничений. Рукописи, как и опубликованные работы, обеспечивали базу такого специфического для пуритан восприятия Бэкона и Коменского».
Решающим для подключения Бэкона в пуританскую систему взглядов Уэбстер считает прямые и косвенные ссылки Бэкона на пророчество Даниила и общий его подход к знанию, как к сотворенному богом и им же выращиваемому». Анализируя работы Бэкона, Уэбстер приходит к выводу: «Пророчество Даниила было включено Бэконом в первый набросок его философской программы. Этот религиозный фундамент его философии не исчез и тогда, когда он приступил к реализации долговременной задачи разработки плана Восстановления и к завершению образующих его частей… Подход Бэкона остался в своей основе историческим и эсхатологическим. Власть человека была потеряна в грехопадении, но в Библии во многих случаях свидетельствуется о восстановлении знания по милости божьей. Так, Бэкон считал, что философия досократиков была в основном истинной, и только последующие школы греческой философии начали общую интеллектуальную деградацию. Авторитет этих школ сохранился до дней Бэкона, но он уверенно предсказывал, что время их власти почти уже прошло. Схоластическое наследство уже стало объектом нападок и налицо несомненные признаки возрождения».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.