Шкала объективной истинности

Примем на правах допущения, что кроме вынесенной из школы привычной для нас шкалы объективной истинности, которую широко используют в науке, ссылаясь обычно на формулировку Аристотеля: «Не потому ты бел, что мы называем тебя белым, а потому что ты бел, мы, называющие тебя белым, правы», в принципе существует и шкала Субъективной истинности, о которой написано немало и Платоном и Аристотелем и критерием степеней которой мог бы, и в этом основная мысль Шапиро, служить возможный объем вопросов и сомнений, который мы могли бы высказать относительно того или иного вида знания. В этой шкале субъективной истинности на вершине иерархии степеней приближения к субъективной истине располагалась бы, по Шапиро, «моральная достоверность», то есть такие виды знания, по отношению к которым нельзя и помыслить вопросы или сомнения. К примеру, нормальному человеку-моноглоту не может запасть в голову даже тень сомнения в субъективной истинности универсальных правил грамматики своего родного языка, и всякий вопрос о том, зачем, скажем, и нужны ли вообще в русском языке творительный падеж или изъявительное наклонение, третье лицо или имя существительное, он встретит с откровенным недоумением и непониманием намерений и целей задающего столь странные и пустые вопросы.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.