Самодовлеющее единство

Из числа авторов сборника ближе других к осознанию этого важного для нас факта подходит наш старый знакомый Д. Найт, и это естественно: в своих работах Найт постоянно натыкается на этот акт смены властей в школьной и постшкольной подготовке научных кадров, на попытки секуляризации научноакадемического сообщества, перехода его в самодовлеющее единство самовоспро — изводства познания и подготовки кадров для познания. В статье сборника он идет несколько дальше, обращая внимание на изменения в понятии «образованная публика», которое до середины XIX в. означало классическую подготовку интеллектуалов по программам тривия и квадривия, а затем стало означать нечто совсем иное.
Сегодня это «совсем иное», как мы уже видели, означает, что все взрослое население развитых стран, какими бы видами деятельности ни занимались отдельные индивиды и группы, включая и членов научно-академического сообщества, суть отмеченная единым тезаурусом Ту «образованная публика», прошедшая универсальную школьную подготовку по онаученным программам школы. Найт и некоторые другие авторы сборника видят потерю Ти, общего для «образованной публики» тривия и квадривия подготовительного факультета университета, но как-то не усматривают в этом акта субституции, замены этого типа «образованной публики» другим, причем всеобщим типом «образованной публики».
Изменения видны, но их показ ограничен у Найта только областью специализации: «К середине XIX в. наука в Европе приняла черты деятельности и профессии, узнаваемо схожие с современной наукой. Мир науки был много меньше, но войти в него становилось возможным только после курса формальной академической подготовки, завершенной исследованием под руководством специалистов. В Британию эта формальная подготовка пришла с запозданием, среди выдающихся ученых 1850 г. были Фарадей и Джоуль, не имевшие формального образования. Но к концу XIX в. было уже необычным, хотя такое и встречалось, стать видным ученым самоучкой или благодаря покровительству-наставничеству. Формальное обучение означало, что научное сообщество разделяет интересы и стили мышления, отличные от интересов и стилей мышления других групп, что и вызвало к жизни феномен «двух культур».



Рубрика: Женский интерес

29.08.2016