Русский царизм

Русский царизм и послушно следовавшая его предпи­саниям либеральная и крепостническая печать рассмат­ривали румынский вопрос с точки зрения интересов гос­подствующих классов, видели в политических изменениях в Молдавии и Валахии только способ ослабления Отто­манской империи, уменьшения влияния Австрии и Англии и усиления своих позиций в Дунайских княжествах. На­против, передовые круги русского общества, в первую очередь русские революционные демократы, исходили в своей оценке событий в Молдавии и Валахии прежде все­го из интересов румынского народа и европейского рево­люционного движения. Они тесно связывали вопрос о создании единого и независимого Румынского государ­ства с проведением социальных преобразований.
Еще в 1858 году, то есть до объединения Дунайских княжеств, Н. Г. Чернышевский отмечал в «Современни­ке», что феодальное право в Молдавии изжило себя, что оно не только ставит крестьян в невыносимое положение, но и тормозит развитие производства. «Теперь весьма многие сознают в Молдавии, что как для помещиков, так и для крестьян всего лучше было бы окончательно раз­вязаться с обязательными своими отношениями»,— пи­сал Чернышевский.
Внимание русских революционных демократов к со­бытиям в Дунайских княжествах еще больше возросло после того, как в январе 1859 года двойным избранием Александра Кузы был сделан первый значительный шаг на пути к объединению Молдавии и Валахии. Не слу­чайно уже во втором обзоре международных событий за 1859 год, помещенном в феврале в редактировавшееся Чернышевским журнальном разделе «Политика», уде­ляется столь много места январским событиям в Дунай­ских княжествах: «Ионический вопрос мало кого зани­мал, кроме самих ионийцев’ и англичан,— писал Черны­шевский.— Но внимание целой Европы было обращено на события в жизни двух других племен, сербского и ва­лахо-молдавского».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.