Русский царизм и послушно следовавшая его предписаниям либеральная и крепостническая печать рассматривали румынский вопрос с точки зрения интересов господствующих классов, видели в политических изменениях в Молдавии и Валахии только способ ослабления Оттоманской империи, уменьшения влияния Австрии и Англии и усиления своих позиций в Дунайских княжествах. Напротив, передовые круги русского общества, в первую очередь русские революционные демократы, исходили в своей оценке событий в Молдавии и Валахии прежде всего из интересов румынского народа и европейского революционного движения. Они тесно связывали вопрос о создании единого и независимого Румынского государства с проведением социальных преобразований.
Еще в 1858 году, то есть до объединения Дунайских княжеств, Н. Г. Чернышевский отмечал в «Современнике», что феодальное право в Молдавии изжило себя, что оно не только ставит крестьян в невыносимое положение, но и тормозит развитие производства. «Теперь весьма многие сознают в Молдавии, что как для помещиков, так и для крестьян всего лучше было бы окончательно развязаться с обязательными своими отношениями»,— писал Чернышевский.
Внимание русских революционных демократов к событиям в Дунайских княжествах еще больше возросло после того, как в январе 1859 года двойным избранием Александра Кузы был сделан первый значительный шаг на пути к объединению Молдавии и Валахии. Не случайно уже во втором обзоре международных событий за 1859 год, помещенном в феврале в редактировавшееся Чернышевским журнальном разделе «Политика», уделяется столь много места январским событиям в Дунайских княжествах: «Ионический вопрос мало кого занимал, кроме самих ионийцев’ и англичан,— писал Чернышевский.— Но внимание целой Европы было обращено на события в жизни двух других племен, сербского и валахо-молдавского».
Рубрика: Женский интерес