Религиозные изменения

В самом деле, столь характерный для того времени концепт Провидения был распространенным систематическим утверждением новой ориентации по отношению к богу как индивиду. Рост осведомленности о божественной трансцендентности вообще характерен для великих религиозных изменений, но новая ориентациявыходила за пределы как современного ей спиритуалистского возрождения, которое стремилось уравнять трансцендентальность с целостностью и универсальностью, так и традиционного средневекового взгляда, по которому быть трансцендентальным значило существенно превосходить нечто иное. Трансцендентность индивидуального единства бога означала, что он отличен от своего творения и часто противопоставлен ему, точно так же как и его творения были в свою очередь в высшей степени различены и противопоставлены богу и другим его творениям. Словом, знаковость, отличенность (хотя и не замкнутая) стала признаком нового восприятия трансцендентальности (сопутствующая проблема отношений между индивидами-атомами, простыми идеями, сознаниями и т. п. — была действительно новой)». Концепт взаимодействия, таким образом, трактуется Клаареном как следствие переноса внимания на индивидуальное.
Выдвижение на первый план индивидуального начала вызывало напряжения и сдвиги во всей системе категорий божественности: «Новое восприятие единства дало начало радикальной дифференциации, контрастирующей с нарочитой нерас — члененностью спиритуализма и с сохранением «цепи бытия» в классическом Средневековье. Эта дифференциация была отмечена новым восприятием Бога как личности. Сам вопрос о личности Бога, если его отделить от специфических тринитарных аспектов, был заново поставлен в дебатах позднего Средневековья с классическим Средневековьем относительно примата божественной воли или интеллекта.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.