Религиозные и миллениаристские ассоциации

Близкие подходы и мотивы Уэбстер обнаруживает и у Коменского: «Были, естественно, и другие реформаторы философии, которые привлекали внимание пуритан. Знаменательно в этом контексте, что Коменский — для пуритан фигура ближайшего к Бэкону ранга — намеренно усиливал религиозные и миллениаристские ассоциации новой философии. Это и не удивительно для человека, который получил воспитание в академии Херборна, был учеником и другом Альстеда… Подобно Бэкону, Коменский защищал идеи своей философии пансофии ссылками на историю: библейское основание его позиции было эксплицировано даже более полно. Он исследовал причины интеллектуального упадка западного общества и предлагал пути спасения цивилизации от тьмы варварства. Свидетельства наступления обещанной эпохи света Коменский видел несколько иначе, связывая их с появлением книгопечатания и усовершенствованиями в навигации. В книгопечатании бог дал «механизм общения между всеми эпохами прошлого». Благодаря навигации «открылись пути общения между людьми, разбросанными по разным континентам». Явно не случайно эти новации идентифицировались как исполнение пророчества Даниила: «Для того бог и позволил столь многим людям передвигаться туда и сюда, даже вынудил их делать это, чтобы умножить знание». Если эти достижения будут дополнены «простым методом обучения всех людей всем вещам», то не будет уже препятствий к наступлению золотого века знания, которого ждут с таким нетерпением».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.