Различия ориентаций

Существенные различия ориентаций в континентальной и английской религиях вели, по мнению Клаарена, к общему сдвигу интереса английских теологов к эмпирии: «Хотя особый благочестивый интерес к великому мастерству божественного творения выявлялся во многих религиозных традициях XVI—XVII вв., вера, что такое внимание обеспечивает духовное наставление, приобрела уникальную силу только в английской религии. Этого сорта благочестивое отношение к творению было движущим центром развития «естественной религии», «естественного благочестия» — концептов, которые формулировались в английских представлениях об «естественной теологии». Если некоторые континентальные философы в значительной мере игнорировали религию откровения и разрабатывали великие схемы рациональной теологии (Декарт, Спиноза, Лейбниц), то их английские коллеги разрабатывали более эмпирическую естественную теологию, построенную на универсальном провидении бога. В самом деле, к концу XVII в. в некоторых избранных английских кругах религиозный интерес к искуплению редуцировался за счет роста интереса к творению».
В целом, по Клаарену, получается такая картина: «Хотя английский религиозный интерес к творению никогда не достигал такой силы, чтобы привести к единству проблемы искупления и государственного устройства, он все же нашел яркое выражение в волюнтаристских теологиях. Этот интерес к творению и к новому творению резко отличался от континентальных форм религии и культуры. Широко распространенный во многих сферах английской культуры, этот отличительный религиозный интерес выстраивал общую арену, где разыгрывался плодотворный конфликт соревнующихся теологий творения, которому предстояло сыграть выдающуюся роль в реформе естественной философии. Наиболее важные роли на этой арене играли волюнтаристские ориентации по отношению к творению и провидению».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.