Различие ориентаций

Различие ориентаций английского и континентального протестантизма вызывало и различия в парадигматике соответствующих теологий: «Лютеранская религия стремилась соединить работу бога по творению с его основной работой по искуплению. Так, функциями закона и сознания были убеждать верующего в его греховности, готовить его к искупительной милости прощения. Но английский протестантизм отказывался признавать работу бога по творению функцией его работы по искуплению. Это значило, что закон и порядок, воспринимаемые в сознании, не только усиливали единый закон традиции, но подвигали как пуритан, так и англичан к этике «прецедентов» сознания и степеней разумения в морали, — к разработанной сложной системе моральной казуистики. Во-вторых, закон и порядок творения воспринимаются здесь под углом зрения искупленной жизни, а именно такой, которую характеризует порядок решения. Милость санктифика — ции и в конечном счете прославления служит для того, чтобы направлять весь курс христианской жизни, с тем чтобы функция закона в упорядочении искупленной жизни уравновешивала ее функцию подготовки верующего к милости прощения. Короче говоря, в английской религии подчеркивалась целостность и значимость особой работы бога по творению».
Близок состав различий и между континентальным и английским кальвинизмом: «Континентальный кальвинизм соотносил работу бога по творению с его работой по искуплению таким образом, что искупление мыслилось как восста-новление творения. Так, хотя закон и сознание приобретали здесь большое значение, чем в лютеранской религии, они не обретали широкого распространения в качестве инструментов для достижения нового творения. Английский протестантизм пронизан чувством эсхатологии, чувством нового творения, так что весь способ обычной жизни следовало формировать в соответствии с образом пилигрима и святого.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.