Распоряжение фабрики

Вовторых, вошла в силу система, основанная на праве брать в свое распоряжение фабрики в силу акта о защите государства. Правительство не было обязано платить аренду, по уплачивало некоторую компенсацию за причиненные убытки и потерянные дела. Это право, предоставленное в отношении земель, домов и фабрик Адмиралтейству и Военному совету, было распространено на целые отрасли промышленности. Однако правительство, имея право пользоваться фабриками по своему усмотрению, назначать новую администрацию и т. д., фактически не пользовалось этим правом. На практике имел значение лишь раздел 30 «Акта о защите государства», пре­доставлявший министрам военному и снабжения, а также Депар­таменту контрактов право прекращать производство тех или иных предметов и торговлю ими. На этом основании был издан спи­сок предметов военного оборудования, оперирование которыми запрещалось частным предпринимателям. Это мероприятие в корне пресекло спекуляцию. Вначале это касалось предметов чисто военных, впоследствии же распространено было и на сырье 1.
На второй год войны угольная промышленность столкнулась с целым рядом серьезных препятствий: нарушением экспортных норм, недохватом в рабочей силе, недостатком тоннажа, резким повышением фрахтов и т. д. Необходимость государственного вме­шательства не вызывала сомнений.
23 февраля 1915 г. был учрежден Организационный угольный комитет для изучения поло­жения угольной промышленности и установления таких методов работы на угольных шахтах, которые, несмотря на убыль рабочей силы, обеспечили бы необходимую продукцию на время войны.
Комитет этот состоял из трех представителей союза английских шахтовладельцев и трех членов Федерации английских углеко­пов. Председателем Комитета был Рэдмэн в качестве главного инспектора шахт. Комитет работал само­стоятельно до начала 1917 г., когда он вошел в новую систему контроля над угольной промышленностью. Все решения Комитета, за исключением одного, до этого года выносились единогласно. Продукция угля сократилась лишь на цо/о при убыли рабочей силы на 16%. Коми­тет действовал при помощи «морального воздействия». Велась аги­тация против абсентеизма углекопов, за сокращение нерабочих дней, за отмены в известных случаях акта 1908 г. о 8-часовом рабочем дно, за усиленное использование женского труда и понижение предель­ного возраста подростков, с всемерным напряжением в направле­нии роста производительности труда и экономии в потреблении угля. Это была политика свободных дискуссий и добровольных соглашений.



Рубрика: Женский интерес