В то же время в рамках Министерства здравоохранения СССР в конце 50-х годов была создана разветвленная государственная радиологическая служба в виде так называемых радиологических групп санитарно-эпидемиологических станций. Эти подразделения занимались радиологическим контролем в своем регионе, но только на открытых, несекретных предприятиях и в учреждениях, где использовали источники ионизирующих излучений. В их задачу входила оценка доз облучения населения и профессионалов, исследование радиоак — тивности пищевых продуктов ипитьевойводыит. п. Осуществлять р а дио — логический контроль в зоне расположения атомных предприятий и атомных электростанций этим службам было запрещено.
Здесь уместно привести один конкретный пример, который характеризует степень разобщенности этих двух самостоятельных служб — открытой и закрытой, и, порождаемую этим обстоятельством, запрограммированную безответственность руководителей на местах. Так случилось, что за год до чернобыльской аварии я был по делам в Киеве, где мы обсуждали с А. Касьяненко и его коллегами проблемы развития радиационно-гигиенических исследований на Украине. Речь шла о целесообразности создания филиала Института биофизики на Украине. Одним из наших аргументов было указание на то, что в случае какого-либо радиационного инцидента, например, на одной из атомных электростанций, расположенных на территории Украины, министерство здравоохранения должно быть подготовлено к этому событию, для чего необходимо иметь своих специалистов и развитую службу радиологической защиты. А. Касьяненко отреагировал четко: «Нет, это не наши проблемы: если будет авария на объектах атомного ведомства, мы здесь не при чем — пусть сами управляются…»
Рубрика: Женский интерес