Рациональное мышление

Анти волюнтаристские тенденции вплетаются и в критику Гельмонтом Аристотеля и схоластов: «Против Аристотеля, который попросту «не осведомлен о творении», а также и против последующих схоластических определений человека как «существа разумного» Гельмонт выдвигал резкое возражение: «Мир повсюду вводится в заблуждение и самообман рациональным мышлением. И конечно же происходит это прежде всего потому, что каждый полагает, будто Разум есть Образ Божий, наше наибольшее Сокровище и т. п.». Разум не только горд, зол и шаток, но и многосложен. От имени духовного единства бога и человека Гельмонт доказывает, что схоластическая традиция не только игнорирует милосердие и скромность как изначальный дар Отца Светов, но и потеряла уже единство духовного понимания в множественности разума. Религиозная гордыня, моральное зло и научная ложь совпадают в оправдании Аристотелем Падения. Множественности, активности, стяжательству и гордыне рационального человека Гельмонт противопоставляет единство, пассивность, самопожертвование и скромность Духовного человека, который обладает пониманием».
Для Гельмонта эмпирическое познание различных конкретных процессов было неотделимо от духовной истинности и потому качественно отличалось от языческого: «Языческому познанию Гельмонт устанавливает общие пределы и указывает на сотворенные семена, как на общий объект познания христианской естественной философии: «Языческие школы могут, конечно, иметь Историческое знание, наблюдать сложные или случайные вещи, а также вещи регулярные и необходимые, что является знанием памяти о сделанных вещах. Они могут также приобрести навык демонстрации, что является знанием приложения вещей к мерам, знанием измерений.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.