Противоположная сила

Но в то же время равной по эффекту представлялась и противоположная сила, толкавшая к «общим» и понятным для всех «учебникам». Не следовало пренебрегать ни специализированным, ни универсализированным рынками. Говоря в терминах коммерции, для многих издателей идеальным путем захвата «единства науки» и восстановления «круга наук», не теряя при этом «специализированного» читателя, представлялся путь через публикацию книг в форме «серий». Действительно, формальные серии книг приобретали растущую популярность и в Европе и в Америке. Шла ли речь о школьных учебниках, или о «началах», о стандартных текстах, соответствующие варианты серий равно хорошо вписывались в деловые интересы издателей, ученых и воспитателей. Для издателей, как форма коммерческой активности, серия позволяла избегать риска: не отменяя однотомных изданий, которые в Британии, например, составляли 90% издаваемой литературы, сериямогла рассчитывать на устойчивый институциональный спрос библиотек, для ученых серия предоставляла возможность как более широкого редакторского видения, так и представления науки в культурном отношении чем-то большим, чем простая сумма фрагментирующихся частей. Для воспитателей и учителей серия создавала видимость порядка, сообщала им чувство стабильности, когда безостановочный прогресс научной мысли оставлял в покое лишь единичные убеждения и верования».
Маклеод, таким образом, видит в феномене серии переходное и в общем-то недолговечное явление второй половины XIX в., которое позволило как раз силами средств научной коммуникации сохранить связь между универсализированной и специализированной читательскими аудиториями и соответствующими частями «книжного рынка» с опорой на то именно обстоятельство, что каждый член научно-академического сообщества, коль скоро он в молодости прошел курс всеобщей школьной подготовки, есть вместе с тем и член универсальной части взрослой читательской аудитории, способный читать книги о целостном облике науки, написанные для универсализированного книжного рынка и писать для этого рынка книги о своей дисциплине, популяризировать свою дисциплину на языке «образованной публики». Ти культура в этом процессе явно смещается к Ту Культуре.



Рубрика: Женский интерес

28.08.2016