Процессы природы

Применение принципа «все во всем» к области познания размывало границы и различия между видами деятельности человека, а также и между работами бога (Библия, Книга Природы): «С точки зрения Гельмонта творец-дух представал и конституирующим началом природы и ключом к ее познанию, что не позволяло провести границы между использованием разума в культе и в медицинской практике. Не было барьеров и между естественной философией и теологией. Этот самоочевидно холистский взгляд на разум основывался на взгляде на природу как на процесс, который хотя и противопоставлялся иерархии, но был открыт для органических мотивов традиционного греческого и средневекового взгляда на природу. Он препятствовал приписыванию, как это делал Парацельс, разума природе (как и отношения микрокосм-макрокосм), поскольку дух обнаруживался в процессах природы. Этот взгляд противостоял и новым взглядам на природу как на область действия законов или как на механизм, хотя и здесь он был открыт для их эстетических мотивов. Для Гельмонта целое во всем его богатстве обитало в каждой части».
То же самое происходило и с «трудами» бога: «Спиритуалистская естественная философия Гельмонта видна из его трактовки Писания. Он рассматривал представление творения в книгах Бытия и в других отрывках мудрости литературы Ветхого завета как нормативы для христианской естественной философии в ее противостоянии языческой естественной философии. Они были нормативами не в смысле внешнего стандарта, а в том, что Писание, особенно в трактовке творения Словом и Духом, выражает ту самую дающую жизнь силу, которая присутствует во вселенной и в человеческом понимании. Гельмонт так выражал этот принцип: «Слово Писания есть Одно с непроизнесенным Словом, обитающем в самом духе»… Такой подход Гельмонта к Писанию объясняет и его специфическое использование книги Писания и книги природы или творения, которые традиционно различались друг от друга. В спиритуализме обе книги читались вместе и каждая имела силу авторитета для другой. Благодаря прямым переносам или непосредственному включению фрагментов из одной книги в другую Писание входило в содержательную структуру естественной философии, а философия в Писание. Постулировалось, что Писание выражает тот же самый включающий все и распространяющийся повсюду дух творения. Этот типично спиритуалистический способ параллельного чтения двух книг вызывал резкие возражения и у Бэкона и у Бойля».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.