Проблема колониального освоения

Проблема колониального освоения Америки была для пуритан предреволюционного периода своеобразным полигоном для упражнений в разработке программ социального устройства: «Англию 1630-х гг. вряд ли можно считать самым подходящим местом для выдвижения таких схем. И все же, применительно к колониальным предприятиям, возникала реальная возможность размышлять в терминах подобного схематизма, что в растущей степени занимало воображение пуритан. В самом деле, «движение туда и сюда», как и «растущее знание» Даниила, связывались пуританами с открытием и освоением Нового мира. Даже американским индейцам в этой пьесе предоставлялась определенная роль. Джон Элиот считал их язычниками, созревшими для обращения на завершающем этапе, тогда как Мид идентифицировал индейцев как обитателей страны Гога и Магога, которым предопределено сопротивляться обращению и досаждать богоугодным обитателям американских плантаций. Мид принял этот пессимистический прогноз в соответствии с Твиссом, который удивлялся по поводу того, что «божественное провидение не позволило открыть Новый мир почти до конца нашего старого мира». Твисс выражал надежду, что английские плантации могли бы стать основанием Нового Иерусалима, причем этот взгляд получил широкое признание среди его друзей-пуритан. Уильям Симонд так выражал это общее для пуритан восприятие Северной Америки: «Эта страна более походит на возделанные богом сады Эдема, чем любая другая часть на всей земле».
«Новая Атлантида» Бэкона локализировалась пуританами у берегов Америки и сама колонизация осмысливалась как предприятие религиозное и спекулятивное: «Джон Уайт был ведущим пропагандистом Массачусетской колонии. По его мнению, «бог специально направляет основание колоний для выращивания и распространения религии». Более того, бог установил, чтобы эта работа совершалась в «западных частях мира» и на заключительном этапе истории. Подчеркивая религиозный характер структуры колонии, Уайт вместе с тем предупреждал о необходимости создать гармоничное и хорошо сбалансированное сообщество, которое было бы свободно от социальных зол и нищеты Англии. Джон Уинтроп раз-делял чувства Уайта — верующие в Англии должны будут пережить сильнейшие испытания и разочарования. Под влиянием этих настроений он в 1630 г. принял предложение стать губернатором Массачусетской колонии, веря в то, что «бог избрал эту страну для выращивания в ней своего народа».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.