Признак формальной подготовки

Существенным признаком формальной подготовки Найт, естественно, считает опору на учебник: «Ученым в их подготовке необходим учебник. Позднее, выстраивая свои карьеры, они станут публиковать монографии, адресованные коллегам и, вероятно, недоступные для понимания тем, кто вне узкого круга экспертов в их области. Сами ученые и профессиональные популяризаторы науки в книгах разного типа ищут путей объяснения открытий как широкой публике, так и ученым, работающим в других дисциплинах, которые не могут уже быть в курсе того, чем заняты их коллеги в других дисциплинах (наша «коридорная ситуация». — М. П.). В более ранние времена все было иначе. Научные общества до 1850 г. не были специализированы, так что в первой половине XIX в. мужи науки понимали, предполагалось, почти все, что появлялось в научных журналах и монографиях. Эту эпоху всеобщего понимания мужами науки всего завершил, пожалуй, Гельмгольц — медик по образованию, который вел в середине XIX в. исследования по теоретической физике. Он конечно же гигант, но в предшествующие годы такая широта интересов никого не удивляла».
Найт, и это справедливо, подчеркивает специализирующую роль учебника, вызываемые учебниками, если их много, эффекты информационно-тезаурусной изоляции дисциплин, разрывающие междисциплинарное научное общение и создающие коридорные ситуации. Но в том факте, что на определенной дисциплинарной дифференциации научного познания ученые разной дисциплинарной принадлежности перестают понимать друг друга, Найт, хотя он и указывает конкретные имена, завершающие эпоху взаимопонимания всех мужей науки, как-то упускает из виду как раз феномен серийности в обучении — то обстоятельство, что учебникам специализирующей научной подготовки, о которых он пишет, и после 1850 г. предшествуют в личных историях «строителей научных карьер» — новых поколений ученых — унифицирующие учебники школьной подготовки. Что так было до 1850 г. Найт видит прекрасно, но вот после 1850 г. у него возникает какой-то формальный вакуум, как если бы дети вместо 10—12 лет взросления в движении по учебникам общеобразовательной школы сразу брались после 1850 г. за освоение специализированных дисциплинарных учебников.



Рубрика: Женский интерес

29.08.2016