Природа бога

Отмечая, что и здесь аргументация строится на представлениях о природе бога, Клаарен пишет: «Такая резкая оппозиция по отношению к противоречивости подкреплялась постулатами о боге. «Но если мы считаем эти вещи даже сверхъестественными, в боге, они и в этом случае не дадут противоречий и потому не смогут они истекать из Бога в природу как противоречия». Если нет противоречий в Боге, то нет их и в мире Духа и в Природе. Ар1Умент Гельмонта состоял в том, что Бог — «Миролюбец», и поскольку Он добр, таково же и Его творение. «Ведь и в самом деле мы прежде всего считаем истинной нашу веру в то, что Бог — повседневный Автор и Правитель Природы и что все в его собственном творении старается в меру возможности выразить и засвидетельствовать творца в его доброте. И далее, мы верим в то, что он ненавидит раздоры и противоречия, а также и в то, что бог фонтанирующее начало Любви… и мира, так что, если бы он был в состоянии построить Вселенную без склок и противоречий, то нет никакого сомнения, что именно так он и поступил». Гельмонт утверждает духовное единство на всех уровнях — на уровне качеств самих по себе и на уровне всех «систем или наборов вещей». Исходя из такого устройства мира, он квалифицирует учение схоластов о «войне» теплого и холодного как языческое, тогда как на самом деле они «подчинены воздуху и постоянно терпят друг друга».
С отказом от четырехэлементной теории связаны у Гельмонта и изменения взглядов на медицину: «Отрицание Гельмонтом общего взгляда греков на природу как на тонкий баланс элементных сил подрывал и интерпретацию здоровья, как баланса четырех гуморов и болезни, как нарушения баланса этих туморов, причиняемого противоречивостью. Он писал: «Неверно, что огонь материально входит в смешанный состав тел. Поэтому отпадает четырехсоставный тип Элементов, Качеств, Темпераментов и Соединений, а также и оснований Болезни». Патель справедливо замечает, что Гельмонт открывает таким способом «новый» концепт болезней, которые являются действующими причинами или «семенами». Полемика Гельмонта против Галена и схоластов, упускающих истинные причины болезней из-за того, что их внимание фокусируется на болезни вообще (единственное число), ведет к пониманию того, что нужно лечить болезни (во множественном числе), и чем больше для этого будет химических средств, тем лучше».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.