Принцип актуализма

Состав этого допущения или постулата явно восходит к постулатам унифор — мизма и актуализма в той частной форме, в которой они сформулированы Лай — елем и развиты Дарвином, а сегодня практически перешли в статус данности — во всех естественных дисциплинах используются без ссылок на Лейбница, Лайе — ля, Дарвина, придавших им форму гносеологической санкции опытного познания, основанного на наблюдении и эксперименте. Принцип актуализма, как известно, требует объяснения наблюдаемых изменений в терминах наблюдаемых же причин, тогда как принцип униформизма, подчеркивая репродукцию, роль повторов в предметах познания, позволяет сообщить результатам наблюдения, если они подтверждаются экспериментом, повтором, — историческую составляющую; позволяют двигаться в прошлое на некоторую глубину в предположении, что и в прошлом наблюдаемые события, вызывавшие наблюдаемые изменения, происходили тем же самым способом, каким они происходят и сегодня, в «здесь и сейчас» конкретного исследователя. Глубина этого дозволенного движения в прошлое от «здесь и сейчас» наблюдения в «повсюду и всегда» прошлого, как мы уже говорили, в каждой дисциплине своя; важно лишь то, что отсчет этой глубины «дисциплинарной вечности» начинается от текущего момента исследования, от «здесь и сейчас» наблюдения.
Практически все авторы сборника принимают эти допущения, но в наиболее явной форме они представлены в статье М. Ф.Катцен, которая идет в прошлое на наибольшую глубину, выстраивая вечность научной публикации как предмета исследования на материале истории «Философских записок» Королевского Общества Лондона. Катцен, понятно, не формулирует принципов актуализма и униформизма, для ее целей это излишество. Пусть биологи спорят о том, имеет ли смысл их знание для Докембрия, коль скоро в нем не обнаруживают следов органики. Пусть антропологи ищут начало своей вечности где-то в рамках вечности зоологов. С научной публикацией, как с видом специализированного человеческого общения вопрос о начале ясен: в 1665 г. с разрывом в несколько месяцев появились два первых научных журнала: «Журналь де саван» 5 января во Франции и «Философские записки» 6 мая в Англии. Если журнал французов довольно быстро растерял научные характеристики, то «Философские записки» англичан существуют и поныне именно как научный журнал: последний синхронный срез анализа хронологической последовательности моментальных фотографий облика «Философских записок» Катцен делает в 1977 г..



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.