Предустановленные критерии

Это объединение двух взаимоисключающих принципов: признания на правах прецедента либо научного продукта по минимуму предустановленных критериев идентификации и монополии немногочисленного ядра Ассоциации на инициативу, шло за счет развития промежуточных организационных структур интеграции — Секций: «Британская Ассоциация во многом черпала силы из соединения под единым флагом науки несовместимых идей и структур. Убежденный в необходимости сохранения гармонии Хакорт первоначально противился идее любых делений в самой Ассоциации:’наука или хотя бы знание должны были оставаться едиными и неделимыми. В 1831 г. Хакорт настоял на своем: на учредительном собрании в Йорке секций не было — дело науки было представлено единым открытым форумом к немалому беспокойству тех, кто хотел бы сосредоточить внимание на отдельных науках. Но за кулисами парадных сцен быстро шли на уступки. Разнообразие естественных наук нашло отражение в создании 6 подкомитетов науки, существование и обязанности которых были включены в устав Ассоциации».
Для Британской Ассоциации это была задача на выживание: «Творение приемлемой идеологии было делом насущной необходимости, если новорожденная Британская Ассоциация намеревалась выжить как инструмент социальной гармонии, с помощью которого могли бы быть приведены к единству соперничающие интересы. Соответственно предельно строгими были и требования Ассоциации к ее мужам науки. Не так-то просто было сформулировать определение науки, которое обладало бы неотразимой привлекательностью и убедительностью. Чтобы включить в Ассоциацию принцев крови, «младшего аптекаря» из Престона, ведущего члена кабинета тори, лорда-канцлера вига, не говоря уже об англиканских епископах и унитаристских богословах, или о земельных аристократах и манчестерских заводчиках, нельзя было, понятно, действовать прямолинейно. И все же эта задача была решена с помощью энергичного и неослабного манипулирования соответствующими символами веры. Выразители идей Ассоциации упор делали на способах, которыми природа и законы природы проникают в человеческий опыт, открывая при этом дорогу к общим восприятиям, общему братству и к общему подходу к богу-творцу природы. Незаинтересованное и непредвзятое изучение природы, включение продуктов познания в технологический прогресс, приближение к богу через его труды, — все это были образы, вокруг которых могли объединяться разрозненные действующие лица. В то же время эти лица видели в своем объединении символ порядка, надежды, социального сопричастия перед лицом опасностей эпохи».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.