Представление о боге

Представление о боге как едином, свободном и всемогущем меняет и структуру самого творения: «В рамках этой диалектической ориентации порядок творения понимается в терминах закона и подчиненных закону целостностей, а не в терминах символов с варьирующими степенями ума и души, которые присутствовали в божественном логосе. В полном развитии этот сдвиг от Логоса к за — кону-номосу требует формирующих эпоху пропорций, поскольку закон в своей традиции имеет свой особый характер. В принципе закон зависит главным образом от воли бога, а не от его разума, хотя последний не остается в небрежении. Поскольку нет легкого или естественного перехода от силы бога к созданному им порядку, послушание усиливает чувство трансцендентности Законодателя. Подобно древнему иудейскому пониманию закона, волюнтаристский взгляд предполагал бога отличным от его творения, которое он упорядочивает по закону».
Границы такого смещения от логоса к номосу, к закону намечены различием упорядочивающей и абсолютной потенций бога: «Если для Фомы естественный закон был частью мудрости и рациональной суверенности бога, то волюнтаристская ориентация, типичным представителем которой был Оккам, соотносила закон с божественной силой предписания. Поскольку для Фомы вечные и естественные законы являются в конечном счете делом божественного разума, вселенная в целом, за исключением человека, управляется рациональной структурой. Но вот Оккам заявляет, что основным признаком закона является скорее обязательство, чем относительно имманентно встроенная регулярность. Иными словами, закон оказывался внешним способом навязанным предмету творения. Бог действует не потому, что нечто есть благо, а напротив, нечто становится благом потому, что действует бог. Хотя позиция Оккама, включая его «этику управления», граничила с произволом, его решающий и даже формирующий аргумент состоял в том, что бог может в силу абсолютной потенции отменить конкретные правила, но в силу упорядочивающей потенции снисходит до установления естественного и морального порядка, общего источника природы».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.