Понимание творца

Понимание творца по основанию деятельности позволяет Кальвину, по мнению Клаарена, выделить в составе троицы функции ее образующих по отношению к творению: «Утверждения Кальвина о случайности творения, которые неотделимы от его теологии провиденциальной работы, поднимают вопрос о природе бога как творца. Это тема первой книги «Институтов». Отметив, что «духовность» — один из двух «эпитетов», достаточных для обозначения того, что приложимо к божеству, Кальвин устанавливает основную структуру своего великого. труда, излагая доктрину троицы, которая заслуживает особого внимания, поскольку Святому духу в ней приписывается полная личная божественность. Доктрина «духовного провидения», к примеру, настаивает на том, что творение в его целостности непосредственно представлено богу. Физический материальный мир не редуцируется до последнего универсального звена цепи бытия, поскольку творение из ничего есть в такой же степени работа духа, в какой и Отца. Творение в принципе эгалитарно и предполагает, что человек остается духовным существом, которое, несмотря на дуализм влечений, всегда ответственно и за свои действия и за свое знание — за действия благодаря добродетели сознания, за знание благодаря добродетели мудрости. Даже обличающий перст божий, на котором Кальвин ставит акцент в доктрине человека в грехе, как и регенерирующий Дух в доктрине искупления, предполагают конкретную работу Духа в творении как целом. Утверждая, что мощью своего Духа бог воодушевляет все творение, что всеобщее движение — прямая манифестация духовной работы бога, Кальвин практически интерпретирует платоновскую традицию Возрождения, по которой творение есть тело бога».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.