Понимание арсенала

В понимании арсенала ятрохимии Гельмонт близок к алхимикам: «В более темной манере Гельмонт, подобно большинству алхимиков, принимает «триа прима» — воздух, землю и воду или альтернативно соль, серу и ртуть. В согласии с восстановленной Парацельсом традицией Гельмонт не считает «триа прима» собственно компонентами всех вещей, а скорее рассматривает эту тройку, как принципы, являющиеся конституирующими для правильно понятой природы. Но в соответствии с приматом воды Гельмонт все же говорит о «триа прима», как о модусах этого основного элемента. Более того, он четко аргументирует мысль о том, что земля не может признаваться первичной — она способна превращаться в воду. Много сложнее дело обстоит с воздухом. Опираясь на библейское изложение творения, Гельмонт тесно связывает воду и воздух: «Я называю эти два элемента примагенными или перворожденными по отношению к земле».
Это «первородство» воздуха получает у Гельмонта разъяснение на базе книг Бытия: «Воздух представляется одновременно и специальным местом и агентом божественного. В главе «О причинах и началах естественных вещей» Гельмонт различает внешнее и все же действенное творение Отца в отношении к семенам от внутренней их силы: «Поскольку в семенах, которые наполняют и содержат всю сущность вещественности непосредственной действенности, основным деятелем выступает не сам Отец, а Архей». Этот Архей — непосредственный и внутренний действующий принцип — содержит в себе все цели. Соответственно конечная причина «не должна рассматриваться в различенной вещности от причины действующей». Гельмонт добавляет, что во всех «действующих» естественных причинах цели «влиты естественно Богом». Таким образом в каждом порождении «есть обращенный внутрь принцип осеменения, действенности, размещения, направления». Упоминаемые здесь цели, влитые в действующие причины, и множество функций «обращенного внутрь» принципа порождения, особенно функции размещения и направления, предполагают наличие воздушного агента (Архея) в действующих причинах, который все же не отрицает их специфичности, спонтанности, вечности. Функция Архея выглядит похожей на управление ростом или жизнью».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.