Мы уже говорили, что идея очередности, постепенности в перевозках восходит к концу 70-х годов, когда недостаточная провозоспособность Курско-Харьково-Азовской и Воронежско-Ростовской дорог побудила возникший в то время Съезд горнопромышленников юга России ходатайствовать о предоставлении Съезду права распределять очереди в пользовании вагонами, подававшимися под нагрузку угля. В 1879 г. такое право им было предоставлено. В 1905 г. плановый порядок был распространён на минеральное топливо, руды, флюсы, соль и чугун; точно так же нефтяные грузы из Баку стали регулироваться особым Бакинским комитетом по распределению вагонов-цистерн между отправителями нефтяных грузов. Попытки ввести план и для хлебных грузов, возникавшие неоднократно до войны, наталкивались на трудности, связанные с обширностью территории этих грузов, многочисленностью отправителей, частыми изменениями в пунктах направлений этих грузов, с колебаниями урожая и с зависимостью русского хлебного рынка от Мировой конъюнктуры. Эти трудности имели сходство с попытками охватить планом перевозки военного времени, но масштаб был, конечно, не одинаковый.
Таким образом эта неновая и давно обсуждавшаяся проблема привлекла к себе внимание Особого совещания по перевозкам, но ее разрешение могло быть успешным лишь при точных заданиях со стороны других Особых совещаний.
Особое совещание по продовольствию в лице главноуполномо — ченного по закупкам хлеба В. В. Глинки сначала отнеслось отрицательно к плановой системе перевозок, считая, что она нарушает принцип свободной торговли. Составить план снабжения хлебом всей империи при свободе торговцев закупать, где им угодно, представлялось ему немыслимым, но под давлением Особого совещания по перевозкам Особое совещание по продовольствию все — таки составило план перевозок сначала на декабрь 1915 г., потом на февраль и. март 1916 г. Для этого были специально мобилц — зованы и срочно разработаны статистические материалы департамента железнодорожных дел о ввозе и вывозе по губерниям. Постепенно этот порядок вошел в систему.
Рубрика: Женский интерес