Откровения бога

Различение в деятельности бога духовной (святой дух) и генетической, так сказать, составляющей (бог-отец), причем, как замечает Клаарен, сама воодушев — ленность творения понимается Кальвином не как всеобщность «дыхания», а как всеобщее движение, позволяет Кальвину выделить эту работу Духа святого в предметную область человеческого восприятия и познания: «Кальвин настаивает на том, что творение есть объективированное откровение бога даже и в том случае, если человек может оказаться не в состоянии воспринять публикации откровений бога в творении. «Знание (или откровение) бога выявляет силу в формировании вселенной и в постоянном управлении ею» — таков заголовок главы 5 первой книги «Институтов», где утверждается: «(Бог)… обнаруживает себя и постоянно открывает себя в целостности мастерства вселенной… Куда бы ни бросить взгляд, нет ни единого места во вселенной, где нельзя было бы обнаружить хотя бы искру его величия. Нельзя единым взглядом охватить эту огромнейшую и прекраснейшую систему вселенной во всем ее размахе, не испытав совершенного потрясения бесконечной силой ее блеска». Творение не только просто откровение бога, но также и выявление силы ее собственного порядка (или блеска в данном случае). Поскольку дух бога выражается индивидуально и как целое в творении — в картине, театре, дворце, все люди привлекаются к работе творца».
В этом пункте у Кальвина явные расхождения с Фомой: «Поскольку Кальвин обнаруживает вполне очевидные следы бога в творении, его в отличие от Фомы не интересуют ни степени или виды бытия и причинности, ни обнаружение и ранжирование типов и архетипов. Творение — открытая книга, а не верхняя одежда или внешнее продолжение самого бога. Откровение в творении не срывание покрывала с бога или снятость одеяний с творения. Не является оно и вливанием или вхождением самого бога. Кальвин резко протестует против любого «смешения» отношений между творением и творцом. Духовная работа бога и духовная работа человека остаются различенными. Творение было для него ярким театром, подвижным сооружением, раскрывающим его Автора и заданный Автором порядок».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.