Ориентация на баланс

Несколько иначе выглядит контраст с Декартом: «Ориентация на баланс — рабочий ответ Бойля на экзальтированную завершенность спиритуализма — была также и выявлением относительного, но важного различия между Бойлем и Декартом. Бойль менее склонен Противопоставлять Я как мыслящую субстанцию протяженной внешней реальности. Его внимание к устройству и конкретному разнообразию творения смягчало дуалистические тенденции картезианцев. Поэтому дихотомия Декарта, уподобленная зрителю наблюдения и идеальной математической реконструкции, модифицировалась Бойлем для выражения большего уважения к разнообразию феноменов. Принималась во внимание «текстура» выявления. Разнообразие механических, законных, химических конструкций Бойль предпочитал единичному идеалу математической чистоты. Декарт стремился подавить дифференциацию, тогда как Бойль стремился расширить ее. В этом смысле он типичен для господствовавшего в Англии XVII в. признания Декарта на расстоянии».
Описывая собственно теологию Бойля, Клаарен отмечает центральное место образа «Автора» в обращениях Бойля к Богу, что, по его мнению, связано с характерным для волюнтаристских теологий переносом акцента на суверенную волю Бога: «Этот сдвиг очевиден в предпочтении Бойлем имени «Автор» для Бога. Этот титул провозглашает высшую индивидуальность Бога, делает его реальность личностной и величественной, придает определенный смысл его деятельности.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.