Объем учебника

С этой диахронно-исторической составляющей учебника-терминала должно будет происходить примерно то же, что происходит сегодня со школьными курсами литературы и истории, а в какой-то мере и с учебниками-введениями в избранный круг дисциплин, хотя здесь этот процесс протекает в менее болезненной форме. В литературе и истории неограниченно растет по времени число выдающихся имен и их опять же выдающихся деяний, поэтому сколько бы академических часов ни выделялось на эти курсы, новые имена и их деяния потребуют либо бесконечного увеличения объема учебника, что явно нереально, либо последовательной от переиздания к переизданию замены старых имен и деяний на новые имена и деяния, что в общем-то и происходит. Конечно же это та самая схема обновления через карстовое вымывание морально устаревшего материала и замещение его новым, о которой мы говорили выше и которую Т. Кун называет «переписыванием» учебников ради закрепления результатов очередной научной революции. Но в случае с литературой и историей результаты карстового вымывания старого материала новым слишком уж наглядны и даже иногда оскорбительны для тех, кто проходил эти курсы лет 40—50 тому назад, когда еще полагалось знать, кто такой Шекспир или Байрон, Шелли, Гете, Шиллер, Солон, Эсхил, Аристофан, Александр Македонский, Аристотель и что они сделали, чем прославились.
В случае с учебником-терминалом этот процесс карстового вымывания морально устаревшего материала и замещения его новым, если в него будет введена даже самая простая и несовершенная модель акта номинации-определения, неизбежно примет качественно иной характер постепенного обрастания этой модели, выступающей в роли критерия отбора материала на присутствие в учебнике-терминале или на дренаж из него, универсальными для большинства актов номинации-определения моментами, и диахронно-историческая образующая учебника — терминала будет постепенно переходить в синхронно-статическое детализированное изложение универсальной модели акта номинации-определения или расслаиваться на две составляющие: диахронно-динамическую и синхронно-статическую, причем примат важности с точки зрения онаучивания общества всегда будет отдаваться синхронно-статической составляющей, поскольку именно она, ее присутствие в голове всех взрослых, степень ее использования взрослыми в их терминалах взрослой деятельности станет мерой онаученности общества по интенсивной модели.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.