fallback-image

Научные парадигмы

В мире открытий локализовано также начало формирования научных парадигм, собирающих под своей когнитивной эгидой более многочисленные и устойчивые группы исследователей — дисциплины. Более или менее четкая грань между краткоживущими группами тезаурусно-динамического коллективизма и дисциплинами обнаруживается по двум линиям: проблемогенеза и институционализации. Если, как это часто и происходит, проблема, привлекшая под свое решение группу исследователей, в попытках ее решения обнаруживает, что она лишь часть более общей нерешенной проблемы, или порождает новые проблемы, исходная группа исследователей, действующих по правилам тезаурусного коллективизма, начинает расти по числу заинтересованных участников решения такой проблемы и, накопив на некоторой длительности исходный текст — критический массив публикаций в журналах своей материнской дисциплины (или дисциплин, если проблема оказывается междисциплинарной и в группу приходят исследователи из разных дисциплин), такая растущая по числу членов группа, начинает, по Маллинзу, активный поиск путей институциализации, путей инкорпорации в действующую систему образования: предпринимает попытки захватить существующие или организовать новые кафедры в университетах, учредить собственный журнал или присвоить рубрики и соответствующую часть листажа в журналах материнских дисциплин, создать на основе растущего массива групповых публикаций вторичную научную литературу, в том числе и учебники, если группе удаются попытки закрепиться в постшкольной части системы образования собственным переходом Ту-Тд-Тг и по нему начинают академическое движение Ту — новобранцы в новую проблемную область мира открытий. Подобный процесс дифференциации цикличен и бесконечен: у новой дисциплины появляются свои исследовательские группы, стремящиеся стать автономными дисциплинами и т. д. Но этот бесконечный процесс становится возможным лишь на базе выработки подобной развивающейся в дисциплину группой своей особой парадигмы, отличающей новоявленную дисциплину от всех уже существующих, что и происходит на этапе подготовки студенческих учебников для перехода ТуТд-Тг.



Рубрика: Женский интерес

lyubovb

Related Posts

fallback-image

Зачистка местности

Весенние цветы

Весенние цветы

Техника омоложения растений

Техника омоложения растений

fallback-image

И на камнях растет унаби