Набор независимых государств

До 1815 г. термин «Германия» включал в себя разнокалиберный набор независимых государств от ранга Бранденбурга-Пруссии до мелких княжеств, свободных городов и даже свободных деревень. Некоторые из них были католическими, некоторые лютеранскими, некоторые смешанными. Все были бедны, особенно к Востоку от Эльбы».
Раздробленность Германии вызывала, по Фаррару, и специфическую нужду в образовании: «Бюрократия должна быть грамотной, это рекомендуется даже для армии, где для чинов высоких рангов требуется высшее образование. В Германии было около тридцати университетов по сравнению с двумя в Англии. Большинство университетов Германии первоначально организовывалось по схеме Меланх — тона: младший факультет искусств или философии, который следовало закончить до поступления на юридический, теологический, медицинский факультеты. Со временем эта общеевропейская схема модифицировалась: часто факультеты теологии и философии получали примерно равные статусы. Теологический факультет готовил духовных, тогда как на философском преподавались все остальные дисциплины, в том числе и право для множества юристов. Юристов и приходских священников готовилось много больше, чем требовалось, и период ожидания подходящего места проходил обычно в занятиях преподаванием. Плохо оплачиваемые деревенские учителя с университетским образованием, ожидающие, часто напрасно, вызова в приход или на государственную службу — хорошо известная фигура в Германии XVIII в. Такой метод массового образования имел множество недостатков, но так или иначе он приводил к тому, что Германия, несмотря на свою бедность, становилась страной высокой грамотности. В Пруссии для всех детей образование стало номинально обязательным с 1717 г. И хотя реформа задерживалась, к 1830 г. Пруссия была «страной школ и казарм».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.