Сочетание публичноправовых моментов регулирования с организованными частнохозяйственными интересами выразительнее всего проявлялось на практике так называемых «принудительных синдикатов», давших толчок послевоенной концентрации германской промышленности. Государству было очень удобно пользоваться аппаратом промышленных объединений, так как в этом случае не надо было создавать собственных бюрократических органов. К тому же это была одна из самых удобных форм обобществления производства и обмена с сохранением частной собственности на орудия производства.
Под «принудительным синдикатом» понимается такое объединение 1 промышленных предприятий, при котором все права отдельных предпринимателей по регулированию производства, цен по поставкам и сбыта переходят в руки центральной организации, работающей под непосредственным контролем и в соответствии с директивами государственной власти.
Надо заметить, однако, что в широком представлении под понятие принудительного синдицирования подводятся часто слишком разнообразные случаи объединения промышленных предприятий, которые вызваны не прямым, а лишь косвенным воздействием государственной власти. Вот почему этот конструктивный термин надо употреблять с большей осторожностью.
Германское правительство вынуждено было перейти к этой системе после того, как выяснилась необходимость ввести в организованное русло процесс перегруппировки в отдельных отраслях промышленности, процесс, вызванный реквизициями, ограничениями в снабжении сырьем, топливом и перемещениями на рабочем рынке. Закрытие предприятий происходило долгое время стихийно, без всякого плана; мелкие и средние предприниматели, особенно в «мирных» отраслях, разорились, в то время как оказавшиеся наиболее жизнеспособными получали громадные прибыли.
Рубрика: Женский интерес