fallback-image

Метафора спиритуализма

Модель процессов жизни и света является, по мнению Клаарена, корневой метафорой спиритуализма для творения как целостности: «Несмотря на оппозицию спиритуализма Аристотелю и схоластике, этот базовый образ значительно более ограничен, чем образ механизма, закона или политического устройства. Точнее, если жизнь и свет столь тотально присущи целостности божественного духа как отца светов, то само творение смотрится как Духовный Процесс, конкретно выраженный в этих доминирующих метафорах». По Клаарену, приведенный выше отрывок из Чандлера демонстрирует характерный для спиритуалистов порядок мышления: «Познание бога имеет первостепенную важность, за ним следует познание самого себя, а затем уже и в этом свете познание всех сотворенных вещей. Языческая естественная философия в лучшем случае смешивает этот порядок, а в худшем — обращает его. В отрывке формулируются и две истинные цели естественной философии: восхищенное поклонение творцу и служба или польза ближнему».
Спиритуалисты, как и волюнтаристы, часто цитировали Даниила, у того же Чандлера Клаарен обнаруживает ссылку на пророчество Даниила о «последних временах», но ссылаются они не на чудо спасения в печи огненной, а на предсказанное умножение знания: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение», так что смысл ссылки оказывается радикально иным: «Текст из Даниила цитируется не в функции «знака», как это делают волюнтаристы, он с торжеством приводится как свидетельство полного присутствия всех условий, в которых начинает плодоносить истина прошлого и будущего, всех времен. Прошлое и будущее могут быть реализованы под эгидой и правлением Духа. Такое слияние времени и истории, истинного мышления, ведения и практики всех видов и порядков — отличительная черта спиритуализма. Будучи глубоко связанной с творением, спиритуалистекая ориентация значительно отличается от более линейных (и новых) подходов к творению и к будущему как истории. Спиритуализм был восторженно апокалиптичен».

Гельмонт, по Клаарену, выдвигает типичный для спиритуализма набор постулатов, подчеркивающих вездесущность бога: «Гельмонт с порога отвергал языческую астрологическую модель влияний во имя присутствия бога во всех сотворенных целостностях, которое формирует тем самым духовную содержательную замкнутость, основанную на вездесущности мощи бога: «Я учу, что он, который единым лишь словом своего доброго расположения произвел Вселенную из ничего, есть Все во Всем и сегодня он также путь, начало, жизнь и совершенство всех вещей». Ключевым моментом здесь выступает то, что все сотворенные целостности являются формами божественного духа. Хотя вторичные причины отрицать невозможно, бог «всегда остается тотальной причиной, продолжает быть постоянно родителем всех вещей, строителем природы и ее правителем через творение. Поэтому я учу, что как в начале ничего не сделалось ничего, так и сегодня творение любой формы есть вещь, произведенная из ничего тем же самым творцом». Включенность бога выступает здесь источником не только его целостности, но и целостности его отношения к творению. Он «тотальная причина» и «постоянный родитель всех вещей».
В рамках этого постулата о боге, который «все во всем», Гельмонт утверждает вечность процесса творения из ничего, способов существования, жизни и совершенства всех вещей: «В теологическом смысле это явно предполагает, что титулы и работы бога сливаются воедино в нерасчлененное целое. Понимание бога как постоянного творца свободных и специфических целостностей не отрицает изначального творения, но подчеркивает процессуальную характеристику жизни, порождения и света в божественном творении. Работа искупителя неотделима от работы творца. Искупление не является внятно произнесенным Словом прощения, но представляет из себя очищение и просвещение ума, так что истинное или спи — ритуалистское понимание основывается не на чем ином, как на космической Мудрости, на милосердии Христа, который в разуме «несет печали всего творения», есть не кто иной, как Мудрость и Слово, благодаря которым все вещи творятся и существуют».



Рубрика: Женский интерес

lyubovb

Related Posts

fallback-image

Зачистка местности

Весенние цветы

Весенние цветы

Техника омоложения растений

Техника омоложения растений

fallback-image

И на камнях растет унаби