Легально-законная сторона

Но не уходит на задний план и легально-законная сторона дела: «Вместе с тем, Бойль с той же силой говорит и в терминах легального базового образа, по которому вся природа находится под прямым управлением Бога: «Эти вещи (множество открытий в астрономии и т. п.) упомянуты здесь к тому, чтобы дать нам возможность еще более расширить наши концепции как о мощи, так и о мудрости великого Творца, который одновременно и встроил столь удивительное количество движения в универсальную материю, сохраняя его в ней, и в состоянии держать в границах бушующее море, властно говоря ему: «Досюда ты можешь идти, но не дальше, а здесь твоим гордым волнам стоять», но также, и это много больше, обуздывать и усмирять изумительно быстрые движения небесных тел и потоков жидкости, так что ни огромность их объема, ни быстрота их движения не заставляют их нарушать орбит или улетать; и так происходит множество веков, в течение которых ни одни часы не могли бы идти столь регулярно хотя бы час».
Эти два образа сходятся вместе в едином образе творения как «беременного автомата», который идет за одной из наиболее программных формулировок законосообразного взгляда на мир в «Понятии природы»: «В соответствии с рассматриваемой гипотезой я полагаю, что в основу сотворенного уже мира положен великий и, я бы сказал, беременный автомат, который, подобно женщине с двойней в чреве, или шхуне с ее насосами, оснасткой и т. п., есть машина, включающая в себя несколько меньших машин или состоящая из них; и эту сложную машину в согласовании с законами движения, свободно установленными среди ее частей и сохраняемые доныне Богом, я рассматриваю как комплексный принцип, дающий в результате установленный порядок или курс телесных вещей». Несмотря на свою комплексность, объединяющую политику и машину, этот образ мира как «комплексного принципа» машин в машине, подчиненных закону Бога, был для Бойля строгой, но освобождающей реальностью. Это лишь иная формулировка его постулата о Боге, как Творце и Авторе. Поэтому ее не следует смешивать с более эксплицитными механистическими взглядами XVIII в., которые в свою очередь предшествовали более привычной и обжитой теологии удаленного божественного Творца-Изготовителя».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.