Космологическая модель

Критикуя Аристотеля и уже потому находясь в негативной зависимости от его космологической модели, Гельмонт вслед за Аристотелем вынужден говорить и об элементах-стихиях: «Третьим основанием естественной философии Гельмонта выступает его учение об элементах, которое выглядит весьма туманным. Его отрицания много яснее, чем его утверждения. Но спиритуалистские постулаты его теории элементов, особенно Воздуха, дали начало ряду интересных открытий… Гельмонт един со многими спиритуалистами в отрицании традиционной теории четырех элементов-стихий. Здесь он, подобно Парацельсу, упор делает в основном на полемику: «Те, кто до меня полагал, что во всех Поколениях Рождения Вещей смешивались четыре Элемента, трактовали эти элементы по языческому образцу, пытаясь связать их брачными узами или подчинить их друг другу, исходя из их расположений или устройств».
Критика Гельмонта опирается в основном на Писание: «Гельмонт утверждает, что поскольку в библейских текстах о творении не упоминается об огне, то считать огонь основным несмешанным «элементом» было бы очевидным язычеством: «Но нигде ничего не написано о творении огня, поэтому я не могу признать его в числе Элементов и отвергаю вместе с язычеством». Не можем мы также вместе с Парацельсом признать, будто огонь, как Свет и Звезды, является надлунным Элементом».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.