Конкретные вещи

По ходу сражения с Аристотелем Гельмонту и самому приходилось идти на концептуальные осложнения: «Космология Гельмонта пыталась локализовать реальность конкретных вещей в терминах материальной и действующей причин, поскольку «материя, а также действующая причина вполне достаточны для любой произведенной вещи». Его космология основывается на различении между семенами, как «непосредственными активными принципами в вещи» и ферментами, как «фоновыми порождающими причинами». «Поэтому фермент удерживает Природу в отдалении от истинного Принципа, отличаясь этим от действующей причины, так что действующая причина признается в качестве непосредственного активного принципа в вещи, которым являются семена, а также и в качестве движущего Принципа для порождения или конституирующего начала данной вещи. Но Фермент часто раньше семени и действительно производит семя из себя». Таким образом, в сотворенных вещах есть двойная действенность — внешняя и внутренняя сила в специфических творениях. Этим способом исключается доминирующее положение телеологической каузальности Аристотеля: «Поскольку действующая причина содержит все цели в себе, как если бы это была инструкция о том, что следует делать ее собственными силами, что конечная внешняя причина схоластов, которая имеет место только в искусственных вещах, полностью исчезает в Природе, так как в действующей естественной причине ее собственное знание о целях и диспозициях влито богом».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.